Церковь

Церковь во имя Успения Божьей Матери

По проекту инженера-архитектора В.И. Кузьмина,  в 1884 г. на монастырские средства сооружена Успенская церковь с двумя приделами – Усекновения главы Иоанна Предтечи и Арсения, епископа Тверского, и Бориса и Глеба. Архитектура её была выдержана в русском стиле, с ориентацией на зодчество XVII в. Над прямоугольным объёмом, не имевшим алтарного выступа, возвышался световой восьмерик с шатром. Крыльцо перед западным входом в притвор храма выделялось столбами-кубышками. В декоре фасадов ведущую роль играли килевидные очелья над окнами и кокошники в основании шатра.

Обе главы и кресты на них в 1897 г. были вызолочены. Своды церкви поддерживали четыре каменных столба. Церковь отоплялась духовой печью, устроенной в подвальном этаже.

Трёхъярусный резной деревянный иконостас, колонны и карнизы в 1893 г. были вызолочены, а гладь иконостаса и стены с потолком окрашены масляной краской. Живописные иконы были выполнены на кипарисных досках.

В этой церкви находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост, изготовленная из крышки гроба, в котором были обретены нетленные мощи святого в 1521 г.

В 1923 г. занята детской колонией Кашинского уездного отдела народного образования. В 1930 г. приспособлена домом отдыха под столовую. Разобрана в 1937–1938 гг.

Алексеевская больничная церковь

Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. при участии А. Мокеева на средства монастырского келаря старца Иринарха по благословению настоятеля монастыря архимандрита Сергия II месте с большими каменными кельями. В длину она была 11 аршин (почти 8 м), а в ширину – 6 аршин (почти 4,5 м).

В 1671 г. с левой стороны в ней был устроен тёплый придел во имя Иоанна Богослова. В те же годы и на иждивение того же старца при церкви были выстроены каменные больничные кельи, а над ними в 1889 г. надстроены деревянные, оштукатуренные снаружи, перед этим была сломана колокольня XVIII в. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом.

В 1752 г. был поновлен иконостас и при церкви выстроена колокольня, а в 1789 г. покрыли кровлю железом. Спустя десять лет, в 1799 г. выстроили при храме больничные келии. В 1801 г. поставили новый иконостас, в 1804 г. появились росписи (как указывается, только в первом ярусе храма), а в 1810 г. покрасили главу церкви и кровлю.

В 1844-1845 гг. местные иконы Спасителя, Богоматери, Алексея человека Божия, а также икона Богородицы, именуемая Страстная, усердием больничного иеромонаха Иова, украшены ризами апплике.

В 1881 г. в главной церкви был устроен новый трёхъярусный резной иконостас, а в приделе одноярусный вызолоченный. Для обоих иконостасов были выполнены новые живописные иконы.

Занята домом отдыха в 1930 г. Разобрана в 1937-38 гг.

Перенос мощей

В Калязине, несмотря на годы беспамятства, на рубеже XX-XXI веков, стали появляться публикации, видеофильмы, проводиться историко-краеведческие конференции, раскрывающие темы истории Калязинского монастыря и житие его основателя. Духовенство и прихожане Введенского храма, единственного в годы советской власти оставленного для нужд верующих, возобновили традицию совершения крестных ходов в день обретения святых мощей  Преподобного Макария. Житель Калязина А.Н. Капитонов, имевший глубокое почитание Преподобного Макария, на Монастырских островах со своими товарищами построил часовню в память об угоднике Божием.

В 2008 году на народные средства скульптором Е.А. Антоновым был изготовлен и установлен памятник Преподобному Макарию Калязинскому в сохранившейся исторической части города.

Митрополит Тверской и Кашинский Виктор, взявший на себя  тяжёлую ношу возглавления  Большого Волжского крестного хода от истока Волги до Калязина с обязательным  посещением мест, связанных  с именем преподобного Макария Калязинского, оказал неоценимую молитвенную помощь  в возрождении попранных святынь калязинской земли, восстановлении почитания её небесного покровителя. Владыка Виктор, видя плоды многолетних забот протоиерея Леонида Берсенёва (иеросхимонах Иисус) по восстановлению из руин Вознесенского храма на пожертвования  жителей Москвы и посильными трудами многих калязинцев, принял решение о переносе мощей небесного покровителя города Калязина в Вознесенскую церковь.

Святые мощи Преподобного Макария вернулись на калязинскую землю во время Большого волжского Крестного хода 14 июня 2012.

Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первое время прихожане хоронились вблизи приходского храма. В 1822-23 гг. невдалеке от него была построена новая каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы, при которой устроено кладбище. Она представляла собой небольшой кирпичный храм в стиле позднего классицизма, без трапезной и колокольни. К 1875 г. Храм пришёл в аварийное состояние и был закрыт. В 1881-82 гг., вместо прежнего храма на кладбище 3-й части города, на средства купца Н.И. Охлобыстина по проекту инженера-архитектора В.И. Кузьмина была возведена ныне существующая Введенская церковь. Тогда же сооружена новая ограда. В 1890 г. Выполнена настенная живопись во внутреннем интерьере на средства вдовы Н.И. Охлобыстина – Александры Макаровны. В советское время была разобрана ограда с южной, восточный и частично с северной стороны. Часть кладбища с восточной стороны застроена.

Церковь Введения имеет трехчастную продольно-осевую структуру. Четверик храма несет более узкий восьмерик, увенчанный шатром с чешуйчатой маковичной главкой. С востока и запада к четверику соответственно примыкают более низкие и узкие, равные между собой по ширине и высоте полукруглая апсида и небольшая квадратная трапезная. Шатровая колокольня имеет два яруса-четверика.

Симметричные фасады храма имеют по три арочных окна, обведенных профилированными наличниками. Грани восьмерика с арочными окнами (на диагональных осях – ложными) завершаются килевидными кокошниками. Наличники окон имеют слабо выраженные килевидные завершения. Выступы между храмом, апсидой и трапезной оформлены приземистыми сдвоенными колоннами с перехватами. Фасады апсиды и трапезной, прорезанные окнами, аналогичными четверику храма, имеют карнизы, выделяющиеся более крупными обломами. Арочный вход в колокольню расположен на западном фасаде. Его фланкируют арочные ниши с килевидными завершениями наличников, а на боковых фасадах палаток помещены арочные окна. Во втором ярусе крупные арочные проёмы звона подчеркиваются архивольтами с зубцами.

В интерьере храма сохранился первоначальный двухъярусный резной иконостас, окрашенный белой краской, с позолоченными деталями. Более высокий первый ярус расчленен фигурными колонками в виде крупных балясин. Основные иконы имеют полукруглое завершение. Круглые боковые иконы во втором ряду верхнего яруса выделены килевидным завершением. Царские врата и второй ярус украшены пропильной резьбой.

Стены и своды покрыты масляной живописью. В верхнем куполе изображен Христос-Вседержитель, в нижнем – 8 сцен Христологического цикла (Рождество, Крещение и другие). На парусах написаны евангелисты, на арках – избранные святые и орнаментальные мотивы с крестами.

На кирпичном филенчатом цоколе ограды, сохранившейся вдоль западной стороны участка, помещена кованая решетка строго рисунка, состоящего из перекрещивающихся вертикальный овалов и фриза с ромбами. Прясла решетки разделены восьмигранными кирпичиными столбами, увенчанными белокаменными плитами. От ограды на северной стороне остались только четыре восьмигранных столба, между которыми установлен забор-штакетник. Глухая восьмигранная башня с филёнками и цокольной и основной частях стен увенчана вазонообразной главкой, переходящей в короткий шпиль. Однопролётные ворота представляют собой широкую арку с тремя главками, опирающуюся на пилоны с арочными киотами.